В погоне за смыслом жизни

Время чтения - 5 мин.
857

Мы с вами беседуем на восьмом по счету фестивале «Психология третьего тысячелетия». Скажите, как меняются люди, которые приезжают сюда? Наблюдаются ли какие-то общие изменения в настрое аудитории, ее целях?

Я замечаю, что фестиваль, как ребенок: все дети разные, как и все фестивали. Но при этом есть одно ценностное поле, в рамках которого мы развиваемся: мы все здесь представляем определенные ценности, но каждый раз проявляются какие-то новые грани, тем более что у фестиваля каждый раз новая тема. В этот раз мы взяли развитие, процветание и духовность, в прошлый раз была тема семьи, в позапрошлый – тема лидерства. И конечно, сама тема собирает разные аудитории.

Каждый, с кем я здесь пообщалась, может рассказать свою историю о том, как его жизнь резко изменилась благодаря фестивалю. А к каждому ли человеку можно подобрать такой ключик, чтобы все в его жизни резко поменялось к лучшему?

Да, к каждому, потому что есть универсальные законы человеческой личности. Это не тайная дверь, которую можно пытаться открыть наугад в надежде, что какой-то ключ вдруг подойдет. Нет. Все эти трансформации на фестивале не случайны: мы четко знаем, с чем работаем и какие ключи можно использовать. Мы действуем очень осознанно.

То есть вы изменяете людей целенаправленно?

Целенаправленные действия могут быть двух типов. Это может быть манипулятивное воздействие, когда кто-то влияет на других, чтобы получить доверие, последователей, деньги. И в психологии этого вкуса очень много, он называется «вкусом власти». Нас это не интересует, потому что мы знаем другой вкус. Например, я испытываю огромное счастье от того, что люди растут. И при этом мне от них ничего не нужно. Я пришел в этот проект потому, что хочу служить людям, хочу, чтобы в них раскрывалась их внутренняя свобода, проявлялось предназначение. У меня нет планов на этих людей. И вся наша команда следует этим идеалам.

Как Вы считаете, есть ли люди, для которых все потеряно?

В основном нет. Это самые крайние случаи, когда человек сделал столько ошибок в жизни, что реакцию уже сложно остановить. И даже в этих случаях нельзя сказать, что ситуация окончательно проиграна. Вспомните библейский пример с разбойниками, которые были распяты рядом с Иисусом. У них была угра-карма, то есть ужасающая карма, которую они накопили, совершив множество злодеяний. Но один из разбойников в момент смерти сказал: «Я верю тебе, Иисус». И в этот момент сгорела вся его карма.

Иначе говоря, на уровне духовных законов материальные вообще не действуют. И это то, что современная психология еще не совсем поняла и освоила. Однако очень известный автор в психологии Карл Густав Юнг придерживался определенного принципа: если человек не верил в Бога, он отказывался с ним работать как психотерапевт. Это было его жизненное кредо как профессионала. Вера, доверие неким духовным принципам – это самый сильный и глубокий фактор влияния на нашу судьбу, против которого не действуют никакие материальные ограничения.

Это как последний рубеж охраны нашей личности?

Да, последний и самый сильный. Хочу рассказать одну историю, которую я слышал от Александра Геннадьевича Хакимова. К нему пришла женщина, которую направил его знакомый, аюрведический врач. У женщины была четвертая стадия рака. Врач сказал ей честно, что помочь ничем не может, добавив: «Вам нужен духовный наставник, идите к нему». Она пришла с дочерью, рассказала свою ситуацию. Александра Геннадьевича посмотрел и спросил, что она от него хочет.

– Я хочу выздороветь.

– А зачем вам выздоравливать?

Вопрос показался странным. Она стала что-то объяснять про семью, про дочь. Он послушал ее внимательно и сказал:

– Получается, что, выздоровев, вы хотите жить так же, как жили до этого. А та жизнь, которая у вас была, она вам нравится?

– Нет, – ответила женщина после раздумий.

– Тогда зачем вам выздоравливать?

Она сидела ошарашенная.

– А что мне делать?

– Я не знаю. Вам, похоже, смысл жизни нужно искать, потому что выздоравливать нужно ради чего-то.

– А где его искать?

– Найдите духовных людей, размышляйте, общайтесь.

Она ушла и, вернувшись через десять дней, сказала: «Я поняла: смысл жизни в том, чтобы развить любовь к Богу». Александр Геннадьевич посмотрел удивленно и ответил: «Необычный опыт. Очень возможно, что вы выздоровеете». Через два месяца он получил письмо от ее доктора, своего знакомого. Оказалось, что через месяц или полтора анализы показали, что у этой женщины больше не было рака. Когда мы начинаем понимать, что такое духовные законы, как они действуют, материальные ограничения исчезают. И наш проект «Психология третьего тысячелетия» – это ценностная психология, не техническая. Не психология методик, которых сейчас очень много. Сами методики должны служить ценностям. Что ты хочешь делать, когда избавишься от своих проблем? В чем смысл того, что ты делаешь? Какие ценности ты хочешь реализовать? Это наш подход.

Мне жена рассказала о другом случае. Врачи обнаружили рак у ее знакомой. Обнаружили очень поздно и сразу сказали: «Срочно на облучение, химиотерапию…» Однако женщина отказалась. С таким диагнозом люди живут полгода, она же прожила еще семь или восемь лет. Почему? У нее были цели: были дети, были внуки, она понимала, что должна сделать для них то-то и то-то. Пока не сделала, что должна, она не умирала, болезнь не развивалась.

Самый сильный маяк для человека – это его цели?

Человеческая жизнь – ради целей, но цели должны быть настоящими. В аюрведе есть такой принцип: если человек, начиная какое-то дело, не понимает, как это дело принесет благо всем живым существам, он не должен ничего начинать. И вот это настоящий подход к жизни. Потому что цель – это самый сильный фактор, включающий все ресурсы организма, но надо понимать, что и цели могут быть разные. Чем выше цель, тем больше этих ресурсов включается.

Каждый человек может открыть для себя такую цель?

Самостоятельно не каждый. Это вопрос внутренней чистоты. Есть много людей, которые сосредоточены на мелочах, ими движет жадность, корысть, зависть… Такие люди не готовы слушать то, о чем мы с вами говорим. Их путь будет более долгим, они получат серьезные удары от жизни. Эти удары могут быть разные: есть удары успеха, есть удары страданий. Удары успеха – это тогда, когда у человека все есть, а он чувствует внутри пустоту. Или человек все теряет в жизни, и тогда помимо пустоты будет еще и боль потерь. Но в любом случае каждый ведом к высшим целям и ценностям. И тот, кто в эту сторону не хочет идти, будет терять и разочаровываться на своем пути.

Мы все разными дорогами идем к одной цели, потому что смысл жизни один и тот же. Мы с вами – частички Абсолюта. Знаете, мне в свое время очень понравилось выражение «В этом мире только одна дорога. Теперь мы с вами должны разобраться, куда мы по ней идем – вверх или вниз».

А что происходит с человеком, когда он ощущает кризис целей? Ему казалось, что он что-то понял, он вложил свои силы, добился всего, а потом приходит разочарование. И тогда где ему искать следующую цель?

Цель не должна быть временной. Построить дом, воспитать ребенка, заработать деньги, сделать карьеру – это все временные цели. Цель должна быть связана с высшим смыслом всей жизни. Любые маленькие цели – воспитание ребенка, отношения с женой, карьера – должны быть связаны с высшими ценностями.

Мирская жизнь не противоречит духовной. В разных санскритских трактатах говорится об искусстве карма-йоги. Карма-йога – это когда все, что делает человек в этом мире, он делает с чувством подношения Богу. И когда человек в таком сознании даже просто готовит пищу, эта пища становится духовной. По большому счету, во всех духовных традициях есть описание этого умонастроения. Я просто привел пример того, как любое наше дело может быть связано с высокими смыслами.

Другой высокий смысл – это профессия. Сейчас люди воспринимают профессию как средство заработка или славы. Но это временная цель. Более того, она эгоистична. Профессия – это способ служить другим. Можно предложить очень простую методику, некий эксперимент, попробовать представить следующую ситуацию: «Я делаю что-то в своей профессии для того, чтобы получить выгоду и все. Я действую только ради этого». И второе: «Я делаю свою работу, но ради того, чтобы принести благо другим». Сравните, какие чувства будут в первом и во втором случае. Я это упражнение делал в сотне аудиторий и получал всегда один и тот же результат: первое состояние всем очень не нравится, а вот второе очень вдохновляет.

А почему же так много людей остается в первом?

Потому, что не знают второго. И наш проект старается активно действовать, чтобы люди получили эту альтернативу.

Как же быть с чувством долга? Допустим, работа человеку не нравится, но она кормит его семью, детей. Как быть?

Это называется «мышление в дефиците»: я действую с чувством страха, что мне чего-то не достанется. Такой человек никогда не разбогатеет, потому что он себя уже ограничил. Этот страх надо отпустить.

А как это сделать? Ведь этот страх вполне материален.

Хорошо. Такой вопрос: в этом мире есть голодные птицы, которые сегодня не нашли пищу, завтра не нашли пищу и вообще так и не нашли пищу? Таких птиц нет, потому что в природе все обеспечены. Можем ли мы найти муравья, у которого нет работы? Навряд ли. Все проблемы – безработица, неспособность создать семью, эмоциональные проблемы – обусловлены свойствами человека. Человеку дается свобода выбора: или довериться Высшему руководству, или жить, опираясь только на себя. Второе рождает дефицит, первое – возможность выбора, само это настроение проявит полноту жизни человека.

Мы сказали о принципиальной вещи: наш менталитет определяет нашу судьбу. На самом деле, это знают все психологи. Всего есть две принципиальные модели: менталитет эгоизма и гордыни (есть я и мир) и менталитет изобилия. Во втором случае я чувствую, что я не один, что есть некая Высшая Сила и Она заботится обо всех. В первом случае могут рождаться разные ограничивающие сценарии в судьбе. Как профессионал я очень четко вижу, когда это происходит. Во втором случае человек оказывается в пространстве свободы, его жизнь начнет раскрываться, как цветок. Но сразу это не приходит – нужна практика.

И для этого нужно много работать. А как воспитывать принципы духовности, процветания? Они закладываются с детства?

Если ребенок не получил любви от родителей, как он вообще может поверить в любовь? Задача родителей – научить ребенка любить мир, научить доверию, открытости, научить духовности.

А что делать детям, которым уже не получить эту любовь?

В самом общем случае жизнь меняет хорошее общение со зрелыми духовными людьми. Наше окружение очень много значит. Общение и знания – их нельзя разделять.

Почему сейчас так много людей, отвернувшихся от этих принципов?

В этом мире сейчас очень осознанно культивируется эгоизм. Через эгоизм легко управлять, легко стравливать, легко разъединять и подчинять. Человек-потребитель готов за деньги сделать все, что угодно. Но наш с вами выбор в том, включимся ли мы в это или будем распространять что-то другое, настоящие ценности.

Исходя из того, о чем мы с вами говорим, люди, которые стоят наверху пирамиды, должны быть сами несчастными?

Да. Они это делают, потому что есть низшие вкусы. Не зная высших вкусов, они ориентируются на низшие. Жизнь не может быть безвкусной, какая-то энергия должна быть. Человек не может жить в пустоте, он заполняет пустоту тем, чем может.

И кто в конце концов победит?

Это зависит от того, какой вклад мы сможем внести. Не нужно думать, что все предопределено – мы творим реальность каждый день.

То есть нет никакого детерминированного будущего?

В каком-то смысле, конечно, есть. Все будет хорошо, вы правы. Вопрос в том, как мы туда придем: испытав очень много боли, разочарования, трудностей, потеряв очень много, или будет более мягкий сценарий развития. И поэтому все люди должны включаться, получать настоящие знания, постигать настоящие ценности и очень осознанно воплощать их в своей жизни и передавать другим людям. Хороший пример заразителен. И, похоже, он более заразителен, чем дурной.

Олег Гадецкий

Насколько публикация полезна?

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.